Получите бесплатную консультацию Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности
Получите бесплатную консультацию Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности
Получите лицензию
Со скидкой 10%
Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности

Нелегальная торговля алкоголем через Интернет выросла на 23%

04.09.2019

Уже более 10 лет нельзя продавать через Интернет алкоголь, однако объём продажи через Сеть только увеличивается. За 2018 год оборот вырос на 23% по подсчетам Group-IB. Продавцы пользуются ресурсами-«зеркалами» и реализуют алкогольные «сувениры». По результатам расследования Group-IB, рыночный объём сетевой продажи алкоголем, запрещенной с 2007 г. в РФ, увеличился на 23% за 2018 год или около 400 млн. руб. В процессе анализа компания учитывала количество гостей онлайн-магазинов и их становление в покупателей: в среднем, такой ресурс посещает 190 человек в сутки, конверсия достигает 7%, одна покупка в 1100 руб.

По оценке запросов на приобретение алкоголя в поисковых системах, за год спрос на алкоголь в сети повысился больше, чем на 35%, а на приобретение с доставкой — на 30%. Объем запросов на приобретение спиртного дистанционно вырос перед праздниками на28%: 1 из пиков по числу регистрируемых доменов для торговли алкоголя наблюдался перед майскими торжествами, в летнее время, при мировом чемпионате волна продолжалась. На декабрь отметили наибольшее количество регистраций подобных доменов.

Конструктор «алкоголь»

В настоящее время изготовители контрафактного спиртного реализуют в сети грубейшие подделки. Купить разливочную и производственную линию в сети очень просто. Во время изучения эксперты нашли много ресурсов, которые предлагают комплекты для производства крепкого спиртного. Стоимость одного подобного конструктора, содержащего этикетки, фирменные коробки, бутылки и пробки, составляет 38,5 руб. Так, на 1 бутылку пол-литрового виски производитель тратит 74 рубля, согласно подсчетам компании.

Через сеть в 2018 г. торговали алкоголем 4000 ресурсов (и примерно 3000 относящихся к ним ресурсов), в 2017 г. — 3000. Компания Group-IB заметила, что ужесточенный контроль регулирующих органов по блокированию ресурсов, приводит к появлению «зеркал» ресурса, куда при блокировке главного портала оперативно переезжает магазин. Крупнейшая подобная сеть аффилированных доменов, найденная компанией, содержала 86 доменов.

В июне 2018 г. блокировать торгующие «алкогольные» ресурсы стал Росалкогольрегулирование (РАР), оказавшись 6-м органом с правом решать о внесудебном блокировании, аналогичными полномочиями обладает Генпрокуратура, Роспотребнадзор, Роскомнадзор, МВД, ФНС. По сведениям «Роскомсвободы», сегодня на РАР отводится 0,5% по распределению блокировки ресурсов по органам.

Андрей Бусаргин, возглавляющий департамент инновационной защиты бренда и собственности, отметил, что, несмотря на позитивный результат от блокировок регулятором: при закрытии некоторых незаконных больших алкосетей, администраторы таких ресурсов стали обходить блокировки, регистрируя новые порталы и часто перемещаясь по доменам, также с использованием разных уловок в законе. Каждый собственник подобных веб-сайтов старается всячески сохранить свое «детище» или заработок, поэтому придумают разнообразные ухищрения, которые позволяют им не только обходиться блокированием стороной, но и прекрасно зарабатывать на скрываемых страничках, не боясь получить блокировку.

Весьма популярна схема реализации сувениров: памятных магнитиков, разнообразных брелков на разные тематики, элитные и редкие табачных изделий, сопровождающиеся алкогольным подарком. В ходу применяются схемы и посложнее, закрытые порталы с применением QR-кода, чтобы перейти на скрытые веб-сайты, которые не проходят индексацию поисковиками, поэтому не блокирующие автоматически. Согласно оценке Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ), в настоящее время количество онлайн-заказов спиртного достигла 1,4млн. л (не учитывая пивные напитки и пиво) или 3,2 млрд. руб. ежегодно, что больше оценок Group-IB. Запросов на приобретение алкоголя в сети в месяц больше 300 000.

Законный градус

В 2007 г. в РФ запретили продавать через сеть спиртное, но с 2016 г. идет обсуждение разных способов упрощения или снятия запрета. Минфин в начале нынешнего года продемонстрировал законопроект, предлагающий начало продаж алкоголя с 2019 г., но пилотный проект включает лишь шампанское и вина с защищаемым географическим положением и названием места производства, пивные напитки, медовуху, пиво и сидр.

Законопроект менялся не раз. Последний вариант подразумевает, что право реализовывать спиртное в сети сначала получат изготовители и оптовые организации, с 2022 г. ретейлеры. Но пока изменения не утвердили. Снятие данного запрета обсуждали как в РФ, так и на Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Согласно рекомендациям, подготовленным рыночными представителями онлайн-продажи для евразийской комиссии, запрет на онлайн-оборот спиртного малоэффективен и увеличивает теневой рынок.

Соколов Артем, занимающий пост президента АКИТ, объяснил, что из-за невозможности легализации онлайн-торговли увеличивается теневой рынок, а узаконивание торговли спиртным через сеть позволит перевести почти 90% этого рынка, равного 2,9 млрд. руб. в легальную зону. Он рассказал, что онлайн-продажи спиртным могут способствовать продвижению продовольственного ретейла, потому что увеличится средний чек корзины потребителя продовольствием на 20%. Хотя изменения, позволяющие дистанционно торговать алкоголем, еще не приняты, ряд компаний уже подготавливаются к разрешению. Так, «Яндекс.Маркет» сделал тестовый каталог алкоголя. Пока компания сотрудничает с дистрибьюторами Simple, «Винум», L-wine, Drinx, каталог наполнен крепким алкоголем, вином и пивом. После пробного срока (по планам он завершится в 1-м квартале 2019 г.) перечень партнеров существенно увеличится.

Вернуться к новостям